Развитие ребенка от 2 до 3 лет. Развиваемся в игре

Развитие ребенка от 2 до 3 летКак известно большинству родителей – знания ребенка формируются вне зависимости от того, занимаетесь вы с малышом дополнительно или просто показываете все на собственном примере. Однако быстрей развивается тот ребенок, который дополнительно занимается с мамой, папой и другими людьми. Если пустить все «на самотек», то очень скоро можно заметить, что ребенок не хочет выполнять элементарные задания, которые ему предлагаются дома, в детском саду, а затем и в школе. Такому малышу больше хочется играть, а не делать скучные уроки. Поэтому для лучшего развития ребенка и нужны различные развивающие занятия. Самый «переломный» момент в развитии – это период от 2 лет до 3 лет. Именно в этот период закладываются основы умственного, физического, психического и социального развития ребенка.

Так как в период с 2 лет у малыша особенно развивается воображение и память (как визуальная, так и слуховая). Чтобы направить развитие малыша в нужное русло, научить его правильно использовать свои возможности, помогают различные развивающие занятия в виде игр. Можно выделить вот такие полезные занятия в период от 2 лет:

  • рисование;
  • пластилин;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • пальчиковые игры;
  • языковая артикуляция;
  • наглядные пособия.

Рассмотрим каждое из этих занятий подробней. Как и что нужно использовать, чтобы заинтересовать малыша, какая продолжительность этих упражнений, что лучше говорить и показывать.

Итак, рисование. Рисовать с ребенком можно разными способами:

1). Использовать акварель или гуашь и кисточку. Самые первые занятия по рисованию кистью – это делать отпечатки кисточки на листе. Можно придумать интересные сюжеты – например, нарисовать дерево осенью и устроить листопад при помощи отпечатков кисточки. Или нарисовать снег зимой, дождик весной, ягодки в травке летом и многое другое.

Следующее занятие – уже начинаем учить проводить кистью вертикальные и горизонтальные линии. При этом нужно просить ребенка, чтобы он гладил лист, а не «тыкал» в него. Таким способом можно рисовать дождик, дорогу для машины, лесенку и другое.

И наконец – учимся закрашивать картинку, не выходя за линии. Начинать лучше с простых форм – воздушный шарик, яблоко, груша, тучка и многое другое. Предлагая разукрасить ту или иную фигуру, необходимо всегда не только рассказывать ребенку что это такое, но и побуждать его повторять за вами. Например, задавать вопросы: «Что это такое?», «Каким цветом ты будешь красить?», «А это можно кушать?», «Какой формы шарик у нас получился?» и многое краски и различные штампикидругое.

2). Использовать краски и различные штампики. Причем штампы можно изготовить из губки, морковки, картошки, использовать деревянные кубики или же купить в магазине. Суть занятий проста – ребенок опускает штамп в краску (лучше использовать гуашь) и делает отпечаток на бумаге. Можно придумать много сюжетов с отпечатками – звезды на небе, пирамидка из кубиков, окошки в доме и другие.

3). Рисуем пальчиками. Здесь ребенку предлагается не просто возиться руками в краске и размазывать по листу. Можно окунуть всю ладошку и сделать отпечаток на листе бумаги, или же пальчиками делать точки на картинке. Сюжетов много – осьминог, ежик (ладошки), яблоки, снег, ягоды и много еще всего. Главное развивается воображение по предложенному малышу сюжету.

Все занятия рисованием полезны для малыша – развивается воображение, мелкая моторика, координация движения рук. Все занятия по продолжительности не должны занимать много времени. Ребенок еще маленький и сосредоточиться на чем-то долго он не может. Достаточно 5-10 минут, после этого внимание рассеивается, и ребенок начинает отвлекаться.

Теперь рассмотрим, как же заниматься с пластилином, чтобы ребенку 2-3 лет было интересно. Здесь существует также несколько способов:
Рисуем пальчиками
1). Придумываем сюжетную картинку. Например, рисуем божью коровку без точек и предлагаем ребенку отщипнуть маленький кусочек пластилина, скатать шарик (показываем, как это делать) и прилепить на крылышки жучка. Таким же способом можно делать снег, корм птичкам, украшать елочку и много другое. Где-то уже в 2, 5 года можно учить катать «колбаски» и делать «лепешки». Из пластилиновых «колбасок», например, можно сделать змеек на листе бумаги. Из «лепешек» при помощи размазывания по листу получаются рыбки, солнышко и т.п.

Делает объемные фигурки из пластилина2). Делает объемные фигурки из пластилина. Этим лучше заниматься уже ближе к 3 годам, когда ребенок уже научился катать небольшие шарики, «колбаски» и другие фигурки. Начинать надо с простейших форм – снеговик, пирамидка, змейка и другие. Существует много литературы по созданию пластилиновых скульптурок с самыми маленькими детками.

Все занятия с пластилином хорошо помогают в развитии мелкой моторики и воображения. Заниматься лучше не больше 10 минут, сложные задания лучше отложить на возраст постарше.

Неплохой развивающей игрой выступают различные аппликации. Чаще всего для создания аппликаций используется цветная бумага и клей. Но бывают аппликации и при помощи крупы, зерен, ваты, листьев, травинок и другие. Приведу несколько примеров аппликаций для малышей 2-3 лет:

1). Аппликация по образцу. Задумали, например, вы сделать лягушку. Вырезаете из цветной бумаги все нужные детали, и по образцу, нанесенному на лист бумаги или картона, ребенок наклеивает. Конечно не без помощи взрослого, ведь малыш только учится.

2). Аппликация из мелких кусочков цветной бумаги. Например, рисуем дерево на картоне или листе бумаги. Крону дерева мы будем заклеивать мелкими кусочками. Для этого ребенку предлагается разорвать цветную бумагу на малюсенькие кусочки. Затем мажем клеем крону, высыпаем бумажки и слегка прижимаем ладошкой. Самая трудность таких аппликаций – в разрывании бумаги на кусочки, это очень полезно для мелкой моторики рук. Однако не все детки хотят это делать, так как не у всех получается. Надо хвалить ребенка за малейшие успехи, помогать если совсем уж не получается и конечно же придумывать интересные сюжеты для таких аппликаций.

3). Аппликация по сюжету при помощи наклеек или же готовых деталей. Такие задания больше всего нравятся малышам. Например, сделать листопад, пустить рыбок в аквариум, пирамидку из кубиков и многое другое. Здесь все просто – на готовую картинку нужно наклеить необходимые детали. Ребенку понравится свобода действий. Развивается воображение, мелкая моторика и координация.

Аппликация из ваты4). Аппликация из ваты – например, шубка для барашка, снег, пушистое одеяло.

5). Аппликация из круп и зерен – например, горох хорошо подойдет для зерен стручка, выполненного пластилином. Из пшена можно сделать цыпленка, при помощи манки гуся.

Аппликация из круп и зерен6). Аппликация из натуральных материалов. Для детей 2-3 лет лучше всего подойдут различные травинки и листочки. Предварительно их нужно подсушить, а потом уже без проблем клеить. Главное придумать сюжет, который заинтересует ребенка. Например, из осенних листьев можно сделать листопад. При этом неплохо было бы называть все листья, спрашивать большой или маленький листок, какого цвета и т.п. вопросы.

Все аппликации помогают развить ребенку не только воображение, но и координацию движения рук. А использование различных материалов и техник полезно для маленьких пальчиков, получается своеобразный массаж, который благотворно влияет на развитие речи.

Полезной игрой ребенку 2-3 лет будет конструирование различных пирамид, домиков, зверушек и т.п. Для этого понадобятся кубики, блочный конструктор или конструктор типа Lego Duplo или Кроха. Эти конструкторы созданы специально для самых маленьких, в них большие детали, которые легко поддаются сборке. Для начала можно просто собрать вместе с ребенком башенку или домик, можно показать, как сделать пирамидку. Играя вместе с ребенком, не забывайте говорить ему какого цвета деталь он берет, а потом уже можно и его спрашивать (так можно быстро выучить основные цвета). Когда ребенок научится делать элементарные фигуры, можно придумать уже что-то посложней – дом с воротами и окошками из блоков, из конструкторов создавать сюжетные истории (например, гараж для машинок, домик для куколок). Конструктор нравится практически всем деткам, и они могут самостоятельно играть с ним кто 30 минут, а кто минут 10. И ребенку польза и родителям передышка (конечно, если родители сами не сидят и не строят с малышом).

Незаменимым помощником в развитии речи малыша выступают пальчиковые игры. Разрабатывать пальчики нужно каждый день, не около 5 минут за занятие. Литературы с упражнениями для пальчиков огромное множество, поэтому выбрать необходимые упражнения не составит труда. С детишками 2 лет начинать надо с простого, координация у них еще хаотичная, пальчики работают еще несвободно. Можно начать, например, с упражнения «Фонарики»:

Ночь на дворе – фонарики зажглись (пальчики из кулачка разжались)

Утро пришло – фонарики потухли (пальчики спрятались обратно в кулачок)

Неплохое игровое упражнение про мышек и часы:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Мыши дернули за гири (пальчики в кулачках, движение рук вверх и вниз)

Как раздался часов звон (ладошки к ушам и покачать головой из стороны в сторону)

Мышки убежали вон…Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку (ладошками закрываем и открываем глазки)

Когда освоили простые упражнения, можно уже усложнить игру. Например, упражнение «Кошка»:

Вот у киски глазки (показать пальчиком на свои глазки)

Вот у киски ушки (ладошками изобразить ушки на макушке)

Вот у киски лапки (плавно двигать руками ладошками вниз вперед-назад)

А в лапках царапки (то сжимать, то разжимать кулачки)

Киска, киска, не сердись (погрозить пальчиком)

Не царапай деток… Брысь! (на слове «брысь» хлопнуть в ладоши)

Упражнений очень много, главное преподносить их в игровой форме и ребенок начнет повторять за вами. А это развивает внимание, слуховое восприятие, полезно для мелкой моторики рук, помогать расслабиться ребенку, он становится раскрепощенным.

Одновременно с пальчиковыми играми полезно делать упражнения с языком, заниматься так называемой языковой артикуляцией. Эти упражнения тоже полезно проделывать минут по 5 каждый день. Начинать надо как всегда с самого простого и легкого. Например, упражнение «Печем блины»:

Испечем блинов мы много

(язык наполовину высунут, верхними зубами как бы прикусываем язык, создаем имитацию жевания)

Вкусные блины получились (облизываем губы)

Или упражнение «Часики»:

Тик-так, тик-так, тик-так (движения языка слева направо и наоборот)

Зазвонили часики (высовываем язык и двигаем им вверх-вниз, произносим «бл-бл-бл»)

Все языковые упражнения помогают снять скованность языка, и способствуют развитию речи. Привнося элемент игры, ребенок с удовольствием будет повторять за вами упражнения. Главное позитивный настрой, хорошее настроение и хвалить ребенка, когда у него начинает получаться.

Еще одним полезным занятием выступают наглядные пособия. В качестве наглядных пособий подойдут как игрушки, так и карточки. В 2 года в качестве наглядных примеров все же лучше использовать игрушки. Можно приобрести ребенку различные фигурки животных, взять фигуры различных цветов, приобрести игрушечные овощи и фрукты и т.п. Пример игры с овощами и фруктами: «Задача – научить ребенка отличать фрукты от овощей. Попеременно показывая овощи и фрукты, называть их (можно также называть и цвет и форму). Затем предложить ребенку сложить в одну коробку овощи, а в другую фрукты».

С первого раза у ребенка может и не получиться, но это не беда. Хвалите его за старание, все у него получится. Когда уже у малыша получается, можно предложить ему распределить те же самые овощи и фрукты на скорость (например, мама собирает все овощи, а ребенок все фрукты). В таких играх у ребенка развивается внимание и память. Уже через несколько занятий с игрушками, вы заметите результат.

С наглядными пособиями в виде карточек, лучше начинать знакомить ребенка в возрасте от 2,5 лет или ближе к 3 годам. Не всем деткам интересны будут такие «картонки», поэтому настаивать не стоит. Занятия с таковыми пособиями строятся по такому же принципу, как и с игрушками. Ребенка может заинтересовать игра «Подбери половинки». Для этого нужно сделать или купить карточки, разделенные пополам. Сначала малышу необходимо показывать целую картинку, а потом уже перемешивать карточки и подбирать нужные части. Начинать лучше с 2-3 карточек, постепенно прибавляя количество.

Вот так, занимаясь с ребенком в игре, он учится быть внимательным, терпеливым, временами настойчивым. Такие игры способствуют умственному и эмоциональному развитию ребенка, развивают воображение, моторику, координацию, память, побуждают выражать свои желания словами. Играйте вместе с ребенком – это полезно не только ему, но и родителям. Такая связь помогает научиться лучше понимать своих детей.

Поделиться:
Хотите получать новые статьи на почту? Введите адрес электронной почты:

Сервис FeedBurner

Оставить свой комментарий

ВКонтакте.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта запрещено. Все права защищены 2014   //    Войти
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru