Речь – это один из главных показателей полноценного развития ребенка. В психологии выделяются два вида речи – внутренняя и внешняя. Первая формируется на основе общения и познания окружающего пространства ребенком. Таким образом, внутренняя речь представляет собой важный механизм мышления, а ее развитие начинается сразу же после появления малыша на свет. Переход от внутренней к внешней речи совершается к трехлетнему возрасту, когда ребенок учится рассуждать свои действия вслух.
Для полноценного развития речи необходим целый ряд факторов. Во-первых, это развитие фонематического слуха и навыков безошибочного воспроизведения звуков родного языка. Во-вторых, это накопление словарного запаса и овладение нормами грамматики, то есть ребенок осознает, что одно слово может произноситься по-разному: играть – поиграл и пр. В-третьих, это усвоение смысловой стороны речи. Если отсутствует хотя бы один из этих факторов, полноценное овладение речью становится невозможным, так как человек лишается способности к нормальному общению.
Этапы развития речи
1. Подготовительный этап.
Протекает на первом году жизни ребенка. В это время происходит подготовительный процесс к овладению речевыми навыками. У малыша отмечаются первичные звуковые реакции – плач и крик. С их помощью он развивает отделы собственного речевого аппарата – дыхательный, артикуляционный и голосовой.
Спустя две недели после родов, младенец начинает реагировать на знакомые голоса – прекращает плакать и прислушивается, если речь обращена непосредственно к нему. Уже через пару недель малыша можно успокоить мелодичными музыкальными композициями. Затем он начинает искать взглядом говорящего, поворачивая при этом голову. У двухмесячного ребенка появляется «гуление», а затем и первый лепет. При этом малыш различает интонацию в голосе говорящего, оживляясь на ласковую речь и реагируя плачем на резкий тон.
Пятимесячный кроха реагирует на отдельные речевые звуки и пытается подражать им. В шесть месяцев в его речи появляются не только звуки, но и слоги – «ба-ба», «га-га» и пр. Многие родители по ошибке воспринимают сочетания этих слогов за первые слова ребенка, однако это только тренировочные упражнения для речевого аппарата. Затем с помощью подражания малыш перенимает темп, ритм и интонацию звучащей речи. Именно по этой причине важно разговаривать как можно чаще с малышом с самого рождения.
Девятимесячный ребенок охотно повторяет за взрослым различные сочетания звуков, связывая их с определенными действиями и ситуацией – «ку-ку», «мяу-мяу» и пр. К году малыш начинает реагировать на смысл слов, а многие детки уже начинают произносить первые самостоятельные слова. На этом и заканчивается подготовительный период развития речи.
2. Преддошкольный этап (1-3 года).
На этом этапе происходит процесс становления речевой активности ребенка. Малыш уже уверенно повторяет и самостоятельно произносит слова. При этом он может путать звуки, меняя их местами, таким образом, искажая сказанное. Он словно говорит на «своем» языке, которому с удовольствием начинают подражать остальные члены семьи. Преддошкольный этап также характеризуется активным пополнением словарного запаса, при этом количество новых слов растет в геометрической прогрессии.
К трем годам ребенок умеет составлять краткие предложения, постигает понятия женского и мужского рода, множественного и единственного числа. Речевые возможности ребенка существенно возрастают, и немаловажную роль в этом играет непосредственное общение с ребенком.
3. Дошкольный этап (3-7 лет).
После трех лет у большинства детей налаживается качество речевого произношения, речь становится более четкой и понятной для окружающих. Ребенок уже безошибочно называет предметы, которые его окружают: игрушки, предметы гардероба и мебели, и пр. Активнее употребляются прилагательные и предлоги.
Ребенок еще не может достаточно логично и последовательно рассказать о тех событиях, которые с ним произошли. Как правило, речь несет ситуативный характер, и она еще страдает в грамматическом и словарном отношении. В сложных словах произношение может по-прежнему страдать, ребенок может пропускать или менять местами отдельные слоги и звуки.
К пяти годам словарный запас малыша может достигать 2000 слов. В это же время у него появляются успехи в речевом и интеллектуальном развитии. Большинство детей полностью овладевают звуковым произношением, то есть все звуки произносятся верно.
К шести годам речь должна быть полностью сформирована. Затем происходит лишь обогащение словарного запаса и улучшение приобретенных речевых навыков.
На что следует обратить внимание?
Отставание процесса речевого развития в большинстве случаев говорит о наличии каких-либо проблем, но в любом случае это влияет на формирование детской психики, в том числе и в эмоциональном отношении. Процесс общения с окружающими становится затруднительным, что отражается на развитии познавательных процессов и влияет на становление эмоционально-волевой сферы ребенка.
На фоне речевых отклонений могут возникать проблемы поведенческого характера, нарушение обучаемости, внимания и памяти, и пр. Таким образом, важно обращать внимание на речевое развитие ребенка, стимулируя его постоянным общением с ним. Своевременно замеченные отклонения в речевом развитии поддаются исправлению и не отражаются негативно на формировании личности ребенка.
Читайте также:
Навигация
Предыдущая статья: ← Как связать кофточку-маечку для девочки
Следующая статья: Характеристика речевого развития детей 5-6 лет →
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |