Характеристика речевого развития детей 5-6 лет

Речь ребенка 5-6 летМалыши к 5-6 годам относятся к старшему дошкольному возрасту, который характеризуется высоким уровнем речевого развития. Чаще всего произносимые ребенком звуки речи правильны, он самостоятельно управляет громкостью произношения слов, скоростью, передает интонацию вопроса или восклицания. Запас слов уже значительный, он постоянно обогащается.

Здесь важно качественное обогащение речи, например, активное использование синонимов, антонимов и многозначных слов. В этом возрасте усваивается грамматическая сторона речи, увеличивается количество сложных распространенных предложений. Дети чувствуют речевые ошибки, критикуют их, контролируют правильное строение фраз. При общении с ребенком на свои вопросы вы замечаете вполне сформированное умение отвечать кратко или развернуто. Предметы не просто называются, им дается анализ или соответствующая характеристика с перечислением известных свойств. Нужные сведения отбираются и передаются при помощи связного повествовательного изложения мыслей.

В шестилетнем возрасте рассказ на предложенную тему может нести как сюжетную форму, так и описательную, ребенок передает собственное отношение к изложенным явлениям, может их оценить, сделать вывод. При этом используется разнообразная связь слов в предложении и между частями рассказа.

Некоторые малыши испытывают определенные трудности в произнесении сонорных звуков (р), (л) и некоторых шипящих. Они допускают ошибки в создании грамматических форм, например, применяют родительный падеж к существительным множественного числа или нарушают нормы согласования имен прилагательных с существительными. Часто возникают ошибки в процессе словообразования. О лексическом и словообразовательном соотношении когда-то в своей книге рассказал К. И. Чуковский. При строении повествования дети меняют местами элементы структуры, то есть порядок изложения начала, заключения, основной мысли. Они испытывают трудности в применении цепного и параллельного способа связи в собственных высказываниях.

Однако положительная динамика наблюдается в морфологической области языка, если в раннем возрасте биби, означающее машину, преобразовывалось в бибику по принципу образования ложки, вилки, то в дошкольном возрасте процесс самостоятельного образования новых слов наращивает темп. (Ногти – то, что на ногах, на руках — рукти). Другими словами, при обогащении собственного словаря ребенок пользуется не только вновь усвоенными новыми оборотами речи и новыми словами, но и при помощи сформировавшегося умения они самостоятельно конструируют новые грамматические формы. Здесь начинает работу процесс «языкового чувства», или самостоятельной коррекции речи. «В реке было много рыбы (рыбов, рыбей)». Если ребенку показать картинку с фантастическим животным, дать ему произвольное название, например, «вуг», то при изображении нескольких подобных зверей он назовет их «вуги». Подобный пример демонстрирует факт усвоения ребенком множественного числа.

В шестилетнем возрасте мыслительные способности ребенка очень схожи с деятельностью лингвистов. В отличие от них он действует во многом на уровне собственной интуиции. Этот процесс очень ценен в формировании детской речи.

Поделиться:
Хотите получать новые статьи на почту? Введите адрес электронной почты:

Сервис FeedBurner

Оставить свой комментарий

ВКонтакте.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта запрещено. Все права защищены 2014   //    Войти
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru