Сложности в произношении чаще всего приходится наблюдать у ребят дошкольного возраста, со 2 по 5 годы жизни, в период, когда ребенок учится говорить и изъяснять свои мысли словами. Когда ребенок развивается и растет в атмосфере спокойствия и радости, как правило, чаще всего нарушения речи исчезают сами. Но, несмотря на это, около 5-7% детей избавиться от нарушений дикции самостоятельно не могут.
Вначале, когда принято решение проконсультироваться у специалиста, необходимо выявить, в котором случае имеется соответствие, а при каких проявлениях — отклонение от нормы. В наше время психологи подразделяют детей, которые относятся к нормально развивающимся, на 2 основных типа: «говоруны» и «молчуны».
Много подвижности, любознательность к окружающему миру – проявление характера «говоруна». Они постоянно о чем-то спрашивают, о многом рассказывают, чрезвычайно быстро и просто ориентируются в неизвестном раньше месте. Зачастую такие «говоруны» начинают произносить свои первые слова и запоминать новые гораздо быстрее сверстников.
Для «молчунов» же, в противовес «говорунам», больше характерна пассивная наблюдательность и некоторые сложности, когда нужно привыкнуть к новой окружающей среде. Они зачастую произносить слоги и слова начинают позднее, но, стоит заметить, дефекты в их речи редки. Однако помощь специалиста все-таки может понадобиться, когда родителям «молчуна» не получается «разговорить» его к 2-3 годам.
Таким образом, рассмотрев варианты нормы, ознакомимся с чаще всего встречающимися отклонениями в речевом развитии ребенка.
Дислалия (косноязычие)
Характерным является искажение произносимых звуков, таким образом происходит изменение, замена одних букв другими, потеря или же смешивание. Пока не наступит гранично допустимый возраст, прибегать к коррекции дислалии нет необходимости. Четырехлетний же ребенок, обладающий замечательным слухом, имеющий немалый запас слов и умеющий составлять из них предложения, но произносящий звуки по-детски, например, «кошка» – «коска», «марка» — «малка», — такому ребенку может быть поставлен такой диагноз.
Ринолалия
Признаком, указывающим на наличие данного нарушения, является гнусавость, которая обусловлена анатомическими дефектами структур, отвечающих за формирование речи и звуков. Ребенок «говорит носом», слова неразборчивы, говорит на одном тоне, произносимые фразы малопонятны.
Причиной может стать «волчья пасть», нарушение иннервации мягкого неба, травматическое повреждение полости носа и ротоглотки. Также полипы и аденоидные разрастания, затрудняя поступление воздуха в носоглотку, и дефекты перегородки носа могут способствовать изменению окраски голоса и затрудненному произношению гласных и согласных.
Дизартрия
Нарушение нервной проводимости, повреждение нервных проводящих путей, связывающих центр речи в мозгу и речеформирующий аппарат, приводят к данному виду дефекта. Проявляется это в замедленности и ослаблении работы органов, которые отвечают за звукообразование, изменении произношения звуков, тона и гармоничности речи.
Предположим, что у крохи затрудняется контроль за движениями языка, он перестает слушаться. У малыша не выходит надуть щеки или опустить брови вниз, поскольку мимические мышцы лица трудноподвижны. Необходимо понимать, что эта патология выступает не как самостоятельное заболевание, а как проявление обширных двигательных и нервных нарушений, потому таким детям необходимо комплексное лечение.
Алалия
При данном нарушении на передний план выступает полная либо неполная невозможность говорить при сохраненном и вполне удовлетворительном слухе. Психика малыша при этом совершенно без нарушений, голосовые связки без патологии, нервная система работает нормально. Таким детям характерно стремление к общению с другими детьми, однако при отсутствии речи они стараются передавать информацию с помощью мимики.
Ученые в отношении происхождения алалии высказывают мнение, что она вызвана нарушением речевого центра, находящегося в левом мозговом полушарии. Данные патологии возникают в антенатальном периоде развития, реже в постнатальном периоде. Алалия бывает сенсорная (непонимание человеческой речи и невозможность говорить), а также моторная (понимает, но сказать сам ничего не может).
Замедление речевого развития (ЗРР)
Дети, имеющие данный диагноз, говорят хорошо, но речь у них появляется значительно позднее и развивается не так быстро, как у других детей того же возраста. Происхождение ЗРР связывают с бедностью речи, окружающей ребенка, а также слабым психомоторным развитием, при котором развитие нейронов, отвечающих за навыки речи, замедляется.
Заикание (логоневроз)
При заикании изменяются тепм, ритмичность, размеренность речи, что связано с судорожными сокращениями лицевых мышц. Проявляется это в повторах согласных, растягивании гласных, прерывистом повторении отдельных слов и слогов, внезапных запинках в разговоре. Нередко данная патология бывает связана с сильным испугом. В обычной размеренной жизни заикание может и не проявляться, но при волнении, например, отвечая перед классом в школе или выступая на сцене, заикание может возникнуть.
С целью избежания развития заикания следует:
- окружить ребенка здоровой и богатой средой разговора окружающих, с неспешной и четкой речью;
- общение с детьми, которые заикаются, необходимо свести к минимуму;
- не допускать семейных ссор;
- не наносить психические травмы;
- не пугать детей ужасными персонажами, рассказывая им страшные сказки;
- не наказывать ребенка закрыванием в комнате без света, также нельзя бить его.
В заключение хотелось рассказать родителям, что необходимо предпринимать в случае обнаружения дефектов речи у своего ребенка.
- Если малыш неправильно произносит какие-то звуки или каким-либо другим образом нарушает речь, не следует заострять его внимание на этом. Не надо заставлять постоянно проговаривать фразу, пока она не станет такой, как нужно. Лучше при разговоре громко и четко сказать это слово самому, чтобы ребенок обратил внимание.
- Не следует угнетать ребенка при неудачах, но стоит поощрить, если ему что-то удается.
- Нужно учить стихотворения, читать детские книжки вслух, петь песенки.
- Всегда уделять внимание и физическому развитию, так как точность движений и хорошая координация помогают развивать речь.
- Особо важно! Если вдруг обнаружился выраженный речевой дефект, то обращение к специалисту не следует отодвигать. Пройдет ли данная проблема с возрастом или имеется серьезное стойкое нарушение, может определить только специалист
Читайте также:
Навигация
Предыдущая статья: ← Физическое воспитание ребенка – это не только зарядка!
Следующая статья: Болезни желудка у детей →
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Апр | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |