Речевые дефекты у детей

дефекты речи у детейСложности в произношении чаще всего приходится наблюдать у ребят дошкольного возраста, со 2 по 5 годы жизни, в период, когда ребенок учится говорить и изъяснять свои мысли словами. Когда ребенок развивается и растет в атмосфере спокойствия и радости, как правило, чаще всего нарушения речи исчезают сами. Но, несмотря на это, около 5-7% детей избавиться от нарушений дикции самостоятельно не могут.

Вначале, когда принято решение проконсультироваться у специалиста, необходимо выявить, в котором случае имеется соответствие, а при каких проявлениях — отклонение от нормы. В наше время психологи подразделяют детей, которые относятся к нормально развивающимся, на 2 основных типа: «говоруны» и «молчуны».

Много подвижности, любознательность к окружающему миру – проявление характера «говоруна». Они постоянно о чем-то спрашивают, о многом рассказывают, чрезвычайно быстро и просто ориентируются в неизвестном раньше месте. Зачастую такие «говоруны» начинают произносить свои первые слова и запоминать новые гораздо быстрее сверстников.

Для «молчунов» же, в противовес «говорунам», больше характерна пассивная наблюдательность и некоторые сложности, когда нужно привыкнуть к новой окружающей среде. Они зачастую произносить слоги и слова начинают позднее, но, стоит заметить, дефекты в их речи редки. Однако помощь специалиста все-таки может понадобиться, когда родителям «молчуна» не получается «разговорить» его к 2-3 годам.

Таким образом, рассмотрев варианты нормы, ознакомимся с чаще всего встречающимися отклонениями в речевом развитии ребенка.

Дислалия (косноязычие)

Характерным является искажение произносимых звуков, таким образом происходит изменение, замена одних букв другими, потеря или же смешивание. Пока не наступит гранично допустимый возраст, прибегать к коррекции дислалии нет необходимости. Четырехлетний же ребенок, обладающий замечательным слухом, имеющий немалый запас слов и умеющий составлять из них предложения, но произносящий звуки по-детски, например, «кошка» – «коска», «марка» — «малка», — такому ребенку может быть поставлен такой диагноз.

Ринолалия

Признаком, указывающим на наличие данного нарушения, является гнусавость, которая обусловлена анатомическими дефектами структур, отвечающих за формирование речи и звуков. Ребенок «говорит носом», слова неразборчивы, говорит на одном тоне, произносимые фразы малопонятны.

Причиной может стать «волчья пасть», нарушение иннервации мягкого неба, травматическое повреждение полости носа и ротоглотки. Также полипы и аденоидные разрастания, затрудняя поступление воздуха в носоглотку, и дефекты перегородки носа могут способствовать изменению окраски голоса и затрудненному произношению гласных и согласных.

Дизартрия

Нарушение нервной проводимости, повреждение нервных проводящих путей, связывающих центр речи в мозгу и речеформирующий аппарат, приводят к данному виду дефекта. Проявляется это в замедленности и ослаблении работы органов, которые отвечают за звукообразование, изменении произношения звуков, тона и гармоничности речи.

Предположим, что у крохи затрудняется контроль за движениями языка, он перестает слушаться. У малыша не выходит надуть щеки или опустить брови вниз, поскольку мимические мышцы лица трудноподвижны. Необходимо понимать, что эта патология выступает не как самостоятельное заболевание, а как проявление обширных двигательных и нервных нарушений, потому таким детям необходимо комплексное лечение.

Алалия

При данном нарушении на передний план выступает полная либо неполная невозможность говорить при сохраненном и вполне удовлетворительном слухе. Психика малыша при этом совершенно без нарушений, голосовые связки без патологии, нервная система работает нормально. Таким детям характерно стремление к общению с другими детьми, однако при отсутствии речи они стараются передавать информацию с помощью мимики.

Ученые в отношении происхождения алалии высказывают мнение, что она вызвана нарушением речевого центра, находящегося в левом мозговом полушарии. Данные патологии возникают в антенатальном периоде развития, реже в постнатальном периоде. Алалия бывает сенсорная (непонимание человеческой речи и невозможность говорить), а также моторная (понимает, но сказать сам ничего не может).

Замедление речевого развития (ЗРР)

Дети, имеющие данный диагноз, говорят хорошо, но речь у них появляется значительно позднее и развивается не так быстро, как у других детей того же возраста. Происхождение ЗРР связывают с бедностью речи, окружающей ребенка, а также слабым психомоторным развитием, при котором развитие нейронов, отвечающих за навыки речи, замедляется.

Заикание (логоневроз)

При заикании изменяются тепм, ритмичность, размеренность речи, что связано с судорожными сокращениями лицевых мышц. Проявляется это в повторах согласных, растягивании гласных, прерывистом повторении отдельных слов и слогов, внезапных запинках в разговоре. Нередко данная патология бывает связана с сильным испугом. В обычной размеренной жизни заикание может и не проявляться, но при волнении, например, отвечая перед классом в школе или выступая на сцене, заикание может возникнуть.

С целью избежания развития заикания следует:

  • окружить ребенка здоровой и богатой средой разговора окружающих, с неспешной и четкой речью;
  • общение с детьми, которые заикаются, необходимо свести к минимуму;
  • не допускать семейных ссор;
  • не наносить психические травмы;
  • не пугать детей ужасными персонажами, рассказывая им страшные сказки;
  • не наказывать ребенка закрыванием в комнате без света, также нельзя бить его.

В заключение хотелось рассказать родителям, что необходимо предпринимать в случае обнаружения дефектов речи у своего ребенка.

  1. Если малыш неправильно произносит какие-то звуки или каким-либо другим образом нарушает речь, не следует заострять его внимание на этом. Не надо заставлять постоянно проговаривать фразу, пока она не станет такой, как нужно. Лучше при разговоре громко и четко сказать это слово самому, чтобы ребенок обратил внимание.
  2. Не следует угнетать ребенка при неудачах, но стоит поощрить, если ему что-то удается.
  3. Нужно учить стихотворения, читать детские книжки вслух, петь песенки.
  4. Всегда уделять внимание и физическому развитию, так как точность движений и хорошая координация помогают развивать речь.
  5. Особо важно! Если вдруг обнаружился выраженный речевой дефект, то обращение к специалисту не следует отодвигать. Пройдет ли данная проблема с возрастом или имеется серьезное стойкое нарушение, может определить только специалист
Поделиться:

Навигация

Следующая статья:

Хотите получать новые статьи на почту? Введите адрес электронной почты:

Сервис FeedBurner

Оставить свой комментарий

ВКонтакте.      RSS.
Вверх
© 2024    Копирование материалов сайта запрещено. Все права защищены 2014   //    Войти
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru